§ Два-сорока бывальщинок для крестьян. Пленник

В киргизской стороне, где живет народ татарского языка, подданный нашему государю, но не всегда покорный и спокойный, живет вольницей и очень часто грабит друг друга, — в степи киргизской отряд наш разбил такую шайку вольницы и взял главного водыря их в плен.
Вот он сидит, связанный, на земле; киргизы из ближних аулов, то есть, с кочевья, сходятся и съезжаются на него посмотреть, обступают его, ругаются над ним, плюют на него, так что караул наш должен был их отогнать. Приходит еще новый зритель, поколения самого враждебного тому, из которого был пленник, так что эти два поколения искони промеж собой воевали и друг на друга делали набеги; этот новый зритель, услышав, что русские поймали первого и злейшего врага его, пришел посмотреть на него, увериться, правда ли, и наругаться над ним вволю. Вот он и напустился на него:
— Разбойник ты, проклятый! – и начал рассказывать всем, с пущею бранью, как этот злодей напал на них с шайкою, в такое время, когда мужей не было дома, а одни только бабы, старики и дети, как он отогнал у них скот, избил жену и мать его до полусмерти, ребенка истоптал копытами – и во все это время рассказчик продолжал ругать и поносить связанного пленника.
Этот долго молчал, а наконец, покачав головою, сказал:
— Ты, я вижу, как был всегда дурак, так и будешь; в то время, когда мы напали на ваших, был ты дурак за то, что тебя не было дома; а теперь дурак за то, что сидишь дома, да перебраниваешься со мной: чем браниться, так садись верхом, да ступай грабить моих; ты видишь, что я связан; трусить тебе нечего.