§ Два-сорока бывальщинок для крестьян. Здоровье
«Береги здоровье смолоду, а честь под старость», говорит пословица. Хотя никому нельзя согласиться, чтобы чести можно было не беречь смолоду, но правда то, что кто здоровья смолоду не берег, тот редко до старости доживет.
Кто не знает, например, что и лошадь легко опоить, коли она вспотела? А коли ты бережешь от этого лошадь свою, которая покрепче и посильнее тебя, так как же не беречься тебе самому?
Не опивайся, не объедайся; не пей, когда вспотел; не купайся, вспотевши, а сперва отдохни; берегись всего, от чего сам видишь, что люди хворают: например, сырой белужины не ешь, от нее многие умирают; ядовитых губ и грибов остерегайся; не всякую траву, и корень, и ягоду ешь десятками, они жерновом ложатся в желудке, а съешь парочку, да и будет; а когда нездоровится, то лучше всего попостись, дай брюху покой и праздник; отдохнет и опять послужит; а снадобье не всякое глотай, что люди дают: лекарки сдуру много людей портят. Съесть не долго, кто что ни даст, а после и хорошему лекарю не поправить; бывает, что от этого хилеют весь век. Хуже всего, как дают бабы сулему, окуривают киноварью, — от такой отравы люди остаются калеками и калеками умирают, десны пухнут, зубы вываливаются, в руках и ногах делается жестокая ломота, либо их сводит; кто не знает, отчего все это над ним делается, думает, что само собой, от болезни – ан болезнь эта от лекарки!
Нелуженой медной посуды не держи, а для верности не держи и луженой: железная, глиняная, деревянная безопасна. Видал я не раз, как живот подводило от чемера, и все старухи клянутся и божатся, что точно от чемера; а поглядеть – чемер этот в квасной кадке: медный, красный ковш.
Скажу еще слово о банях. Баня хорошее дело и здоровое для мужика; да не здорово мужику запариваться в печи до смерти. А между тем, кто разбирает все донесения исправником, тот знает, что каждогодно по всей России несколько десятков человек запариваются до смерти. Вот почему начальство и отучает крестьянина от глупой привычки этой и запрещает париться в печах.