§ Два-сорока бывальщинок для крестьян. Бунтовщик

В одном из селений поселенных войск, крестьяне забыв Бога и царя, помутились. Как и с чего такая беда сталась, долго сказывать, — а только дошло до того, что одна часть осталась верною, и помня присягу, стояла в строю с ружьем, противу другой части, где более было пьяных мужиков с дубинами. Толпу эту волновал рыжий, огромный мужчина, который метался зверем лютым во все стороны, кричал и вызывал всех за собой.
Родной племянник этого мужика, молодой парень, стоял в строю, в тех войсках, которые собрались для усмирения отступников. Дядя увидал его и, вышел вперед, стал бранить и поносить всяким сквернословием, вызывая перейти на сторону бунтовщиков и угрожая закинуть его, как паршивого щенка, в болото.
— Дядя, — закричал племянник, — я царю служу, по вере, правде и присяге: переходи ты к нам, так я тебе опять буду покорный племянник; а нет, так не мечись тут, не подходи – убью!
— Что? – спросил дядя, который, бывало, частенько дирал племянника за уши, и привык, чтоб тот слушался его без слова, — что? Ты еще смеешь мне грубить! Ах, ты щенок! Поди-ка сюда! – и пошел прямо на него с дубиной.
— Дядя! Не ходи, убью! – закричал племянник, и с тем вместе приложился и положил дядю разбойника на месте. — Чей грех, того и ответ, — сказал он, перекрестился и зарядил ружье.