§ Два-сорока бывальщинок для крестьян. Вор
— Вот сторона, — сказал пономарь, вошедши в избу свою, в которой сидело несколько гостей, — вот сторонка! У меня ночью с тележонки колесо сняли! Вот уж не дрогнула бы рука эдакого мошенника повесить на первой осине, на проклятом дереве, как окаянного.
— Оно правда, — сказал старик с почетной бородкой, — оно правда, что воровство ремесло больно плохое и ворам спускать нечего; однако, сватушка, не торопись и вешать; повесишь – не сымешь. Вор вору рознь.
— Как так? – спросил пономарь, — спасибо, что я ему скажу, что он у меня, мошенник эдакой сущий, украл колесо? За нечестивых, сватушка, не заступайся; украл, так украл, и на осину его! Почему так вор вору рознь?
— А вот как, сватушка, примером сказать, коли вор твой, что снял у тебя колесо с телеги, надел его на свою телегу, по нужде, да на нем уехал – так это одно дело; коли он продал его, да купил хлеба, не поевши наперед сутки – так это опять другое; а коли он пропил его, отдал за стакан вина – так это третье. А еще, сват, ведь и это не одно, наткнулся ли воришка твой на этот грех, или затем пошел; в первый ли раз его попутало, аль ему уж дело бывалое, привычное!
— Правда, — сказал другой гость, — ведь убить человека – не штука, не колесо украсть; да и то не ровен час, не ровен случай. Вот сказывают бывальщину: какой-то курский вор стал грабить хохла, подсидев его на большой дороге; хохол бедняк так оробел, что не смог и противиться, ни оборониться; курянин повалил мужика, прижал коленом, да выхватив нож, кощунствуя, сказал: Господи благослови сорокового! Как хохол мой услышал это, так откуда у него со страху прыть взялась, выхватил у разбойника нож, вывернулся из-под него, да замахнувшись наотмашь тычком: Господи благослови. первого и последнего!
— Это иное дело, — сказал пономарь, — известно для спасения живота своего, каждая тварь посягательствует; за это и Бог простит; а вору всякая наука поделом, вор идет на то, чтоб человека обидеть, вопреки законов Божеских. Сказано: не укради; вор всяческое разорение чинит и не кается; злобствует противу рода человеческого; горбатого исправит могила, а вора петля, да осиновый сук.
— Постой же, сватушко, — остановил его первый, — не о колесе твоем речь; кто его украл, может статься и стоит того, что ты ему сулишь; однако ты выслушай и мою бывальщинку – у нас за спором дело стало. Жил был богатый мужик;что ему делать? Всего вдоволь так, что в избе и чулане тесно всему добру; он пристроил клеть, да туда и сложил все залишнее. Богатому не спится, богатый вора боится; так и наш мужичок: нет-нет. Да и выглянет опять ночью на двор, чтоб изъяну не было. Вот раз и вышел он, а темь такая, что хоть глаз выколи, — вышел и стал прислушиваться. Словно кто прошел под клетью, словно солома под ногами прошелестела. Притаив дух, хозяин мой пошел красться, словно под волка. Добравшись до клети, он стал выглядывать из-за угла, ан кто-то глядит и на него, из-за другого угла. Хозяин откачнулся за угол, подумал, опять выглянул – и тот себе тоже, да опять на него глядит. Проиграв эдак в переглядушки, вор стал посмелее, высунулся на половину: а хозяин себе тоже, и глядят друг другу прям в глаза.
— Что, брат, — спросил вор шепотом, — и ты никак на промысел вышел?
— Нешто, земляк, как видишь.
— Так пойдем, брат, вместе; и добыча, и грех, и горе – все пополам.
— Ладно, пойдем; так куда же?
— Да, я, брат и сам не знаю; мое дело признаться, новое, небывалое, в первый раз вышел: и страшно, да нечего делать – нужда. Давай, вот ломать клеть, мужик, говорят, богатый – что-нибудь да найдем.
Так ты впервые, подумал хозяин, — погоди ж, я тебя отважу, чтоб вперед не ходил.
— Пожалуй, давай, да чем ломать? Есть у тебя что?
— Нету брат, ничего…
Плохой же ты вор, подумал хозяин.
— Так погоди-ка, чем ломать, лучше попытаем отпереть, я позапасливее тебя, у меня есть отмычка. Сам достал из-за пояса ключ и отомкнул клеть. Вошли.
— Вот, — говорит хозяин, — сундук; ломай! – А сам пошел в сторону, пошарить топора, либо безмена, чтоб окрестить им вора.
— Бог с ним, с сундуком, — сказал тот, — мне бы вот хлебушка найти, тут, слышь, свежим хлебцом пахнет! – И пошел ощупью, потягивая носом.
— Постой, — сказал хозяин, — не лезь; вот я нашел, — и подал ему с полки хлеб.
Вор кинулся, ухватил коврыгу в обе руки. И давай уплетать. Хозяин поглядел на него, да и спрашивает:
— Что ты не ужинал вчерась, что ли?
— Какой ужин, — говорит тот, а сам знай ломает да за щеку мечет, — у меня, братишко, другие сутки, кроме воды, ничего во рту не было, отощал совсем.
У хозяина опустилась рука с безменом и он молчал; поев немного тот перекрестился, ухватил с полки еще другой хлеб, кроме початого. Да и говорит:
— Ну, брат, спасибо – Господь нас простит, прости и ты, а сам было пошел.
— Что же ты, — спросил еще раз хозяин, — ведь добра тут много; хоть заберем что под руку попадется!
— Бог с ним, с добром этим, — сказал вор, — и сам не возьму, да и тебе бы не велел. Слава Богу, что добрался я вот до хлебушка; на недельку будет с меня, и больную жену накормлю, и ребятишек; более мне ничего не надо.
— Ну, так поди же сюда, возьми вот мешочек муки, да отнеси домой; никого не бойся, иди прямо улицей, а коли кто спросит, так скажи, что сам хозяин дал.
— Как хозяин? Какой хозяин? – спросил испугавшись на смерть вор.
— Да, брат, хозяин; вот он стоит перед тобой и припас было на тебя обух.
Вор, как стоял, повалился ему в ноги:
— Батюшка, не погуби! Двое суток не ел – видит Бог – и хворая хозяйка, и ребятишки!
— Вставай, — сказал хозяин, — бери хлеб, бери и муку, да ступай с Богом домой: счастлив, что не позарился на другое добро, я бы тебя окрестил. Ступай с Богом, да впредь и голодный по чужим клетям не ходи!